Особенности речевого развития детей 2-3 лет. Приемы развития речи детей раннего возраста

До двух лет в речи большинства детей присутствуют лишь отдельные слова и звуковые сочетания, а фразовая речь ещё не сформирована. После двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить, в этом возрасте у детей резко возрастает активный словарь. Активным словарем специалисты называют то количество слов, которое ребенок может произносить самостоятельно. В отличие от пассивного словаря, который у детей значительно больше активного, так как включает в себя не только слова, произносимые самостоятельно, но и слова, доступные пониманию ребенка. Разные методические источники указывают на различные нормы словаря. В среднем, активный словарь ребенка к концу второго года жизни составляет около 300 слов, а к концу третьего года 1500 слов. В этот период в речи малыша появляются предложения. Ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях.

После двух лет все более совершенствуется звукопроизношение, но все же оно ещё сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся со смягчением, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Важно научить ребенка четко произносить гласные звуки и простые согласные: а, о, у, ы, э, и, м, п, н, т, к, в, ф, х.В этом возрасте дети ещё не могут произносить шипящие звуки: ш, ж; свистящие: с, з, ц; сонорные: р, л.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему миру. Малыш хочет все узнать, потрогать, увидеть. Во многом уровень развития речи зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослым и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не только о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. То, о чем говорят с ребенком, малыш должен видеть, слышать и осязать, другими словами, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств: зрение, слух, осязание. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, он то и дело задает вопрос: «Что это?» Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный словарь.

В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется разными частями речи (существительные, прилагательные, глаголы, местоимения). Начинают появляться в речи предлоги. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал. Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.

Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко».

Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, а вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Распространение. Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:

Ребенок: «Суп».

Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой»

Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

Детская литература. Малышам нужно читать короткие стихотворения, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Рассматривая картинки в книжках, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем пусть сам малыш назовет слово.

Использование игровых песенок, потешек, в совместной игре с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность.

Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Используйте для пальчиковых игр с малышом стихотворения, потешки:

Моя семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Вышли пальчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять!

Прятки

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Интересны стихотворения для игр на коленках. Сядьте удобно на стул. Посадите малыша к себе на колени, крепко возьмите его под мышки. Ритмично начинайте проговаривать текст потешки, выполняя соответствующие движения:

Едем-едем к бабушке на сладкие оладушки!

Едем на лошадке по дорожке гладкой!

Едем-едем! Цок-цок-цок! Гладко-гладко…Бугорок!

Едем-едем! И-го-го! Едем-едем далеко!

Ай, качи-качи-качи! На лошадке поскачи!

Ай, кач-кач-кач! Я куплю тебе калач!

Калач горяч! Кач-кач-кач!

Прыг-скок! Прыг-скок! Едем-едем во лесок!

Мяу-мяу! Кошка верхом на поварешке!

Хрю-хрю! Хрюшка верхом на подушке!

Скачет Степашка верхом на барашке. Ме-е-е!

А маленький Ивашка скачет на коняшке. Иго-го!

Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»

Игры с природным материалом. Большое влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывает разнообразный доступный природный материал, с которым малыш может играть и экспериментировать, делая свои маленькие открытия. Ребенку уже на первом году жизни очень нравится «возиться» с песком, водой, глиной, деревом и бумагой. В такой игре заключен большой смысл: ребенок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции. Самые любимые и лучшие игрушки — те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек; рвы, вырытые при помощи старой ложки или совка; бумажные кораблики; куклы из тряпочек, бумаги или соломы.

Продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Малыш не умеет писать, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью творческой продуктивной деятельности. Целые листы бумаги покрываются изображениями людей, животных, зданий, различных предметов, часто одному малышу понятными каракулями. Взрослому нужно постараться любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.

Замещение. «Представь, что…» — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух лет малыш уже может представить, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком. Какую радость вызовет у ребенка предложение взрослого представить себя самолетом, который облетит сейчас всю комнату. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребенка в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок.

Сюжетно — ролевая игра. Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется. Взрослый берет на себя определенную роль, например, продавца в магазине, а ребенку предлагает быть покупателем. Или игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон хорошо стимулирует речевое развитие ребенка.

Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, игры типа «Каравай». Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии — так рождается творчество!

Автор статьи:  Макарова Е.В. учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, МКДОУ № 165 г. Кирова