Педагогические проблемы в современной детской прозе вятских авторов

В современном образовании с каждым годом предъявляются все более серьезные требования к детской литературе как важнейшему источнику формирования личности ребенка, эстетического и нравственного воспитания юных граждан.  Давно доказано  воспитательное значение традиционной высокохудожественной детской книги.

Y1TOam-gEN8

Детское восприятие переживает сейчас небывалое давление видео-, аудио- и полиграфической продукции коммерческо-развлекательного характера, в основном лишенной какой-либо воспитательной ценности, затрагивающей поверхностный, примитивный уровень эмоций и почти не требующий умственных усилий для восприятия. Понятно, что такой низкий уровень никак не способствует формированию ценностей подрастающего поколения. Кроме того, в XXI веке возникла проблема сохранения семейного чтения. Книги занимают всё меньше места в досуговой детской жизни.

Многие родители критически относятся к содержанию современных детских книг, с их точки зрения, намного полезнее читать проверенные произведения классиков, на которых выросло уже не одно поколение детей.  Но современная литература для детей отвечает на вызовы времени  и помогает детям принимать решения, понимать взрослых, искать ответы на вопросы их возраста.

Детские писатели обращаются к проблемам детства нового века, противоречивого, динамичного, кризисного. Не остались в стороне и писатели родного Вятского края.

Одна из вечных нравственных проблем отражает поиск понимания «отцов и детей».  Родители часто стремятся навязать ребенку определенную линию поведения, которая наиболее соответствует их принципам и идеалам, но такая позиция наставничества и назидания далеко не всегда приводит к желаемому результату. Эту проблему обозначает Елена Наумова в рассказе «Лестница в небо». Дети не могут во всем соглашаться с родителями, так как каждый человек индивидуален и имеет право на свою точку зрения. Маленькая Женя подвергается в рассказе «настоящей пытке»: мама прихорашивает девочку к фотоконкурсу детских снимков. Для мамы имеет большое значение, чтобы «любопытные соседки…восторженно ахали: – Не ребенок, а кукла! Прелесть какая! Красавица! Ну прямо как с картинки!», но совершенно неважно каким трудом это достается. Мы же можем увидеть, что происходит в глубине души маленькой девочки: «Ей [маме] было приятно, что знакомые и незнакомые люди оглядываются на нас. Мне – неприятно: мне были противны и крахмальное платье, и дурацкий бант, и, конечно же, нестерпимо жмущие туфли, но больше всего я боялась, что кто-нибудь назовёт меня Мальвиной…». В этом произведении мы видим горькую правду: стремления мамы реализовать в дочери  свое понимание «правильной жизни».

Проблема  людской жестокости  особенно остро переживается в детском возрасте. К этой важной проблеме обращается Сергей  Горбачёв в своем рассказе «Червяк». Автобиографический рассказ, в котором  маленький мальчик совершает бессмысленный поступок: убивает беззащитного червяка. Но почти сразу из-за верной реакции отца он понимает бессмысленность им содеянного: «Со всей ясностью пришло осознание, как легко отнять жизнь и совсем-совсем невозможно её вернуть». В коротком рассказе автор убеждает читателя в том, как важно отцу быть примером для сына, учить его милосердию и состраданию в повседневной жизни ребенка.

Конечно, проблематика современной детской прозы вятских авторов очень обширна и не ограничивается двумя затронутыми нами проблемами. Помимо вечного конфликта «отцов и детей» и проблемы детской жестокости свое отражение в произведениях вятских авторов находят такие нравственные проблемы:  взаимоотношение ребенка и разведенных родителей (Е. Наумова «Подарок»), роль детства в становлении личности человека (С. Горбачев «Яблоко»),  понимание детьми опыта пожилых людей (И. Краева «Колямба, внук Одежды Петровны»), выбор нравственных ценностей (Н. Перминова «Тонькина кукла»), отношение ребенка к живой природе (В. Ситников «Красава-Матушка»), выстраивание своего достоинства и опыта дружбы.

         Таким образом, современная детская литература живо откликается на те перемены, которые сейчас переживает общество, в произведения для детей быстро входят реалии нового времени.

Список рекомендуемой литературы

Абгарян Н. «Манюня»

Востоков С. «Фрося Коровина»

Востоков С. «Ветер делают деревья»

Воронкова Л. «Девочка из города»

Даль Роальд. «Матильда»

Дунаева Л. «Дождь»

Гавальда А. «35 кило надежды»

Горбачёв С. «Внеклассные уроки. Маленькие истории из жизни мальчиков и мужчин»

Горбачёв С. «Ни за что. Маленькие рассказы о призах и наградах»

Жвалевский А., Пастернак Е. «Время всегда хорошее»

Жвалевский А., Пастернак Е. «Я хочу в школу»

Железников В. «Чучело»

Коваль Ю. «Чистый Дор»

Козвонина Н. «Непоседы»

Краева И. «Колямба, внук Одежды Петровны»

Крупин В. «Босиком по небу»

Крупин В. «Родная сторона»

Наумова Е. «Цветок папоротника»

Наумова Е. «Шла по городу ворона»

Пеннак Д. «Собака Пес»

Перминова Н. «Солнышко в корзинке»

Самарский М. «Радуга для друга»

Ситников В. «Настин двор»

Автор статьи: филолог, молодая жена и мама Козулина Виктория