Предмет «Семьеведение» может появиться в школах всех регионов страны
Как считает председатель научно-координационного совета по вопросам семьи и детства Российской академии образования (РАО), директор федерального проекта «Крепкая семья» Артур Реан, предмет «Семьеведение» должен стать обязательным в российских школах.

Артур Александрович, сегодня предмет «Семьеведение» преподается как факультатив в 60 регионах. Почему, на ваш взгляд, он так и не стал обязательным элементом школьной программы? И есть ли смысл делать его таковым?

Артур Реан: Он не стал общерегиональным и в этих 60 субъектах РФ. Хотя о том, что предмет должен преподаваться, говорят и учителя, и старшеклассники. Недавно под эгидой РАО и проекта «Крепкая семья» мы провели опрос семи тысяч человек в восьми регионах. Это очень большая цифра. И 66 процентов старшеклассников считают, что к созданию семьи нужно специально готовить. Не только через учебный предмет «семьеведение», но и с его помощью, в частности. То огромное количество разводов, большинство из которых приходится на три-пять первых лет брака, можно было бы снизить, если специально готовить молодых людей к семейной жизни. Чтобы они знали, какие проблемы могут быть в браке, как на них правильно реагировать, не «раздувая» до развода. Вот почему мы будем добиваться, чтобы «Семьеведение» стало если и не обязательным, то хотя бы факультативным, но во всех регионах России.

О чем, прежде всего, стоит вести беседу с подростками — о «домоводстве», социальной роли мужчины и женщины в семье, на что делался упор еще лет 30 назад. Или должны быть какие-то другие приоритеты?

Артур Реан: Подготовка к вступлению в брак точно не сводится к «домоводству» — мальчики должны то, девочки — то. Это самостоятельная тема, хотя, безусловно, и важная. Но более значительное место занимают социальные и психологические вопросы. Сегодня роли жены и мужа осваиваются, чаще всего, в результате опыта. А пока он накапливается, семья иногда распадается. Хотя есть, вроде, общеизвестные вещи — терпимость, умение воспринимать другого таким, какой он есть, реагировать на его недостатки более сдержанно, чтобы не стало катастрофическим любое мелкое разногласие. Поэтому, на мой взгляд, в курсе «Семьеведение» должна превалировать даже не столько лекционная часть, сколько тренинги мужского и женского поведения в той или иной ситуации.

Наличие таких проблем, о которых узнает школьник, не может отпугнуть от самого создания семьи?

Артур Реан: Тот же опрос показал, что в системе жизненных ценностей семья — на первом месте. Хотя как-то я участвовал в «круглом столе», скажем так, футурологического типа, где звучало мнение, что институт семьи себя изживает, будущего у него нет. А если и сохранится, то совсем в других формах. Но школьники высказывают приверженность именно к традиционной семье. И это мнение старшеклассников. А если мы будем изучать мнение зрелого населения, то там процент голосующих за традиционные семейные ценности окажется еще выше. Поэтому я с сомнением отношусь к рассказам о том, что на Западе идет массовый отказ от традиционной семьи. Скорее всего, мнение какой-то группы, все-таки меньшинства, подается как доминирующее.

На кого в большей степени должна опираться современная семья? На себя, на государство?

Артур Реан: Как сказал когда-то святитель Митрополит Филарет, «государство есть семейство семейств». Мы уже привыкли к тому, что государство помогает семье. При этом акцент делается на те семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации, что никто не оспаривает — его роль здесь важна. Но если снять ответственность в целом с семьи, это не лучший путь. Когда с ребенка снимают ответственность, все за него решают взрослые, вырастает инфантильная личность. И точно так же произойдет и с семьей. Если все ее проблемы возьмет на себя кто-то другой, это будет инфантильная семья со всеми вытекающими отсюда негативными для нее и для общества последствиями.

Источник: Российская газета

Shkola_klass_uchebniki_knigi_doska_paren_devushka_Depositphotos_850_d_850